iron core compulsator (julia_denisova) wrote,
iron core compulsator
julia_denisova

Category:

хороший научпоп и плохой Коэльо

Сьюзан Форвард, Крейг Бак - Токсичные родители.
TW: Упоминания насилия.
Я человек эмоционально устойчивый, по-первых, а во-вторых, видавший виды. Но эта книга меня здорово провернула через эмоциональную мясорубку.
Континуум "не очень счастливого детства" начинается от какой-нибудь "Драмы одарённого ребёнка" Миллер, где ребёнку, понимаете, неправильно покупают мороженку, и продолжается в мрачную бесконечность, до ситуаций, про которые рассказывает в своей книге Форвард, когда отчим насилует свою падчерицу, а мать держит девочку и убеждает потерпеть.

И доза шокирующе жутких историй насилия в этой книге, я думаю, не должна бы попадать в руки неподготовленному человеку. Книгу правда тяжело, трудно и очень грустно читать - Форвард работает в основном с жертвами инцеста и часто цитирует их прямую речь, из-за чего получается почти что эффект документального кино.
Тему насилия вообще воспринимать совсем не просто, тему насилия над беззащитными, слабыми и зависимыми, наверное, вдвойне непросто.

При этом книга-то хорошая. В ней и общие принципы работы с такими травмами описаны, и этапы исцеления, и упражнения хорошие даны. Вот только я не уверена, что людям, которым эти упражнения нужны, стоит саму книгу читать, так как местами она переполняет через край.

Вкратце - очень часто, какими бы ужасными скотами не были родители, дети продолжают хотеть от них любви и признания, и таким людям очень на пользу идет осознавать свой гнев на то, что с ними ужасно поступили, их мучили, их лишили детства. Но это совсем не просто, внутренне восстать на родителей, хотя и целительно.
Также полезно осознать, как то, через что ты прошел в детстве, влияет на тебя сейчас - не остался ли ты заложником иллюзий, что они всё поймут, извинятся и больше никогда не будут? Не обыгрываешь ли ты в своих партнёрских отношениях те же дисфункциональные сценарии, к которым привык в семье? Не топишь ли ты себя в трудоголизме, так как это способ заглушить боль от очень старых ран?
И, наконец, полезно бывает пойти с родителями на конфронтацию. Так как они либо все поймут и извинятся, либо им все равно и тогда все контакты можно свести к открытке на рождество, или они тебя на самом деле просто ненавидят и любили мучить, пока могли, и с ними вообще никак общаться не нужно. Все варианты прояснения ситуации оказываются, таким образом, выигрышными.

Еще очень полезная мысль у Форвард - это то, что даже если абъюзером был один родитель. второго это от ответственности не освобождает. Почему не вмешивалась мать, когда отец-алкоголик в пьяном угаре избивал ребенка? Почему отец молчал и делал вид, что "вы давайте уже как-то сами тут", когда депрессивная мать не могла вообще никак позаботиться о базовых потребностях сына?
Жертвы абьюза часто считают виноватыми себя и даже не задумываются о том, какая ответственность за случившееся лежит на родителе-соучастнике, который слушает крики избиваемого через стенку, но никогда не приходит на помощь.

И, наконец, Форвард касается того, как трудно бывшим жертвам абъюза контролировать свои гнев и зависть к лучшему детству по отношению к собственным детям. И, вместе с тем, это возможно. Мне кажется, это вообще невероятно сложная, но важная всеобщая задача - остановить цикл насилия, чтобы поговорку про "пожалел розгу - испортил ребенка" повесили в музее рядом с испанскими сапогами и дыбами, туда, к мрачным артефактам далекого прошлого.

Дарья Саркисян - Обои-убийцы, ядовитая вода и стул-обольститель.
"Вот не будешь есть суп каждый день, сорвёшь себе желудок" говорили взрослые. "Здорово", думала я.
В моём воображении желудок камнем срывался с живописного утёса, делал минимум три кульбита и ухал в лазурные воды, после чего довольно плавал на спине и пускал фонтанчики. Но оставалось тревожно неясным - как же люди предохраняли желудок от подобных срывов до изобретения супов?

А зачем воду перед телевизором заряжать? И почему надо её замораживать, а неталую нельзя? А рыбий жир? Почему надо из ложки, а из рыбы нельзя? А в чем суть идеи "отдай ягоды, не ешь, это на варенье, зимой, чтобы витамины"? К сожалению, мои попытки выяснить у взрослых, почему они делают то, что делают, заканчивались предсказуемо "затем" и "а покочану". Зато мне не надо специально воспитывать в себе скептицизм и подозрение, что если в чем-то люди уверены, то скорее всего зря. И всякие популяризаторы науки (а так же психотерапевты, но об этом - в других отзывах) имеют в моем лице благодарную, практически восторженную аудиторию.

А на этот "покочан", конечно, я страшно затаила, и с появлением Интернета принялась узнавать - а как на самом-то деле всё работает? С супами, и банками, и мороженным, которое простуженным нельзя? (но можно!). А с водой, которой нужно восемь стаканов? Или нет?
И вот это же всё есть в книге про "обои-убийцы".

Только мало! Полторы сотни страничек, из которых едва ли не половина - перепечатанные ссылки на источники. Хорошо, что есть аргументация, но разве кто-то на самом деле перепечатывает url-ы из бумажных книг в адресную строку? Вероятность этого где-то там, рядом с возможностью заболеть менингитом от ковыряния в носу, о которой упоминает автор.

Получилась, с одной стороны, очень полезная книжка, с шикарным охватом тем - от того, как правильно хранить огурцы и до пресловутой нормальной температуры тела, от недопустимости содержания в одном помещении ковров и детей и до правильной позы при работе за компьютером. С другой стороны, слишком поверхностная.

Автор как бы говорит читателю - не лечись гомеопатией, не бойся глутамата, ГМО норм, не ешь накипь из чайника, мой руки после туалета! И местами текст здорово напоминает "... раскаленная докрасна кочерга непременно обожжет, если держать ее слишком долго; и, что если резануть по пальцу ножом очень глубоко, то из него обычно течет кровь; [...] если много выпить из бутылки с надписью «яд», то, рано или поздно, это почти наверняка вызовет недомогание." (с) Одна детская сказка, вы наверное помните, какая.

Ммм, ну спасибо, Кэп!
Зато книга очень легко и достаточно смешно написана, с опорой на культурный контекст и узнаваемые шутки про "Боржоми" и почки.

Думаю, эту книгу здорово использовать как чек-лист: если вы и так знаете всё или почти всё, что там написано, то хорошо вам. Если там много "сенсаций" и "срывания покровов", то вам, наверное, не очень хорошо, и возможно вещи даже до сих пор происходят для вас "покочану", а не по каким-то вполне понятным закономерностям. Тогда можно начать с этой книги и потом заполировать какой-нибудь Асей Казанцевой, а то и "Витаманией" Прайс, почему нет, кутить так кутить.

Пауло Коэльо - Дневник мага.
У нас было три бутылки Риохи, мешок переизданий Кастанеды, несколько раковин и пучок пыльных отсылок к средневековью. Не то, чтобы все это нужно было в пешей прогулке про Европе, но если решил написать псевдофилософскую книгу, трудно остановиться. Единственное, что меня беспокоило - это самые затасканные цитаты из Библии. Нет ничего более жалкого и беспомощного, чем затасканные цитаты, но я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь.

Книга написана в духе псевдо-автобиографии, чем всю дорогу мне напоминала пелевинский "Омон Ра", только скучный. Почему "псевдо"? Так же, как и в "Омоне", события, показанные с точки зрения героя, слишком очевидно гротескны и нелепы, чтобы быть объективной реальностью, да и поверить, что у автора вот действительно настолько плохо с головой и он полжизни прожил в состоянии острого бреда, при этом как-то оставаясь коммерчески успешным писателем, совершенно невозможно. Только если Пелевин резвится в поле образов постсоветской разрухи и при не воспринимает себя настолько всерьез, то Коэльо решил поваляться в пыли религиозных отсылок, что, конечно, на мой вкус, и в половину не так интересно.

Главный герой книги, как бы автор, Пауло, верит, что он маг. "Экстрасенсорные способности излечимы!" - тут же говорит у меня в голове голос доброго доктора. И что в виде этого самого мага он даже может воздействовать на мир и творить чудеса. "Ууу, как все запущенно" - говорит доктор. Но ритуал посвящения в совсем высокие-развысокие маги идет не так и наставник отправляет Паоло каяться и пилигримствовать долгим пешим треккингом по Европе, что с моей точки зрения скорее выглядит как шикарный отпуск, чем как процесс покаяния.
Вот если бы его отправили зимой ездить каждое утро в московском метро в час пик и ходить в офис каждый день к девяти, тогда бы да, это выглядело бы как епитимья, а так нет, отпуск.

Ни на минуточку не приходя в контакт с реальностью, Пауло с проводником чешут по дороге и встречают много Знаков. Собака полаяла - это знак. Дети играли - это тоже знак, их игра имела особое значение! Веточки в костре захрустели - это они с особенным смыслом. Тяжкий случай апофении, в общем, и тут самое огорчительное, что автор даже не пытается дать какую-то вторую точку зрения на события - вроде, может у нас тут мистика, а может у героя просто головушка бо-бо.
Автор описывает все происходящее, как реальное, и мне кажется, это не здорово - если ваш сосед, например, начинает считать, что с ним разговаривает радио, это не чудо, это симптоматика, и ему хорошо бы помочь дойти до доктора вовремя, надо грамотность населения в таких вопросах повышать, а не нормализировать происходящее!
При чтении возникает странный эффект, как будто автор не в курсе, что у него герой в психозе и верит в магию и в телекинез, и во всяких мистических проводников.

В результате ни морали, ни развития героя совершенно не выходит. Как в начале книги герой верит в то, что он маг, так его и в конце книги не отпустит. Как в начале книги он при этом как-то в жизни успешен, так и в конце, что уже совершенно вранье. Если кто-то начинает принимать сигналы из космоса и общаться с демонами, в реальности он быстро приходит в состояние социальной дезадаптации, так как долги по квартплате демоны за тебя не отдадут, и на работу эмиссары ящериков вместо тебя не сходят, увы.
Всё, что происходит в книге - это перемещение из точки А в точку Б вот этого вот несчастного непрерывно бредящего мужика, покрытое сверху слоем совершенно пустых рассуждений про то, как надо любить людей. Ага, гуляя пешком, потребляя винишко и ничего полезного не делая! Нет бы бабушку через дорогу перевести или котика с дерева снять, но нет, реальность для дураков. Настоящие маги просто испытывают любовь и этого с них достаточно.

Причем для меня большой вопрос - кто целевая аудитория этой книги? Для человека материалистического мировоззрения это какая-то бестолковая муть про душевнобольного человека в мистическом бреду. Для человека религиозного мировоззрения заходы автора на то, что Дьявол хороший, Дьявол это вообще то же самое, что Меркурий (!), и что монахи католической церкви тоже маги и тоже поклоняются дьяволу в своих магических целях, это, м, кощунство, или ересь, или что-то такое же нехорошее.

TLDR: какая-то больная дичь в Перинеях.

PS: вообще на всей этой книге надо ставить "не повторяйте это дома", но советы зализывать себе раны, если вас покусала дикая собака, это вообще за гранью добра и зла. Но это примерно все, что нужно знать об уровне адеквата этой книги.
Tags: books
Subscribe

  • Kuroshitsuji Movie: Book of the Atlantic

    Зомби-апокалипсис на "Титанике". У нашего с вами нежно любимого дьявольского дворецкого сложная судьба. Сначала вышел первый сезон и он, в…

  • Mobile Suit Gundam: The Origin

    Ох, я в сложных чувствах - только что досмотрела Ориджин, который начала ещё в 15 году, соблазнившись тем, что создатели обещали рассказать историю…

  • Ninja Batman

    Что получится, если мы возьмем в качестве сценариста Накашиму Казуки, создателя аж самого Гуррен Лагана, и потом попросим его написать нам сценарий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments