iron core compulsator (julia_denisova) wrote,
iron core compulsator
julia_denisova

Category:

Книжки марта: приврать автобиографию, а не автобиографию - не приврать

Дебора Фельдман - Неортодоксальная. Скандальное отречение от моих хасидских корней.
Жила-была девочка, её воспитывали религиозные бабушка с дедом. Кормили хорошо, заботились, как могли. Училась девочка в хорошей школе и, в общем-то, училась хорошо. После школы рано выскочила замуж и родила ребенка. Брак неудачный получился, зато сынок - прелесть. В какой-то момент девочка отошла от религии, упаковала чемоданы, взяла сына подмышку, развелась и уехала от бабули с дедулей получать, наконец-то, высшее образование, к которому стремилась. Лучезарный успех, конец истории, титры.

Мне очень интересно - почему эта история продалась? Почему именно она стала мировым бестселлером? Почему миллионы зрителей Нетфликса завороженно глядят сериал, снятый по ней? Почему эта девочка? Я знаю с полдюжины таких же историй и таких же девочек, когда из первых рук, когда из вторых. Только у наших девочек обычно вокруг православная среда, а у героини - ультраортодоксальная еврейская, но ведь те же яйца, только в профиль. И замуж рано выходят за мальчика из хорошей семьи, и всякие платочки-юбочки носят, и сложные отношения со своей сексуальностью имеют из-за табуированности соответствующих тем.

Книжка читается запоем и без усилий. Но она вся как первая фраза из легендарного аниме FlCl, которой главный герой описывает свой родной город: “ничего необычного не происходит, происходит всегда только самое обыкновенное”.
Бабуля тебя, бедолагу, воспитывала? Ну эка невидаль, у нас половину страны бабуля воспитывала. В школе требовали одежду закрытую носить? Да почти от всех требовали. Муж сидит у мамы под каблуком и всё ей рассказывает, даже про постель? Ну, пардон, это типовой вариант мужа, и типовой вариант его мамы, которая знает, как лучше.

И с бабушкой, и с мужем автор, кстати, обошлась совершенно неласково. Через всю книгу её героиня идёт как такая вечно насупленная проблемная эгоцентристка, у которой претензии ко всему и всем вокруг. Пирожки ей не такие. Рубашка ей под свитер не такая. Она вообще ничем не бывает довольна и ни за что не бывает благодарна, и смотрится это как-то не очень порядочно с учетом того, что книжка подается как автобиография. Которой она не является.
Это можно заподозрить уже потому, что автор, дитя девяностых, выросшая на “Гарри Поттере и Бритни Спирс”, никогда, нигде, совсем никак не упоминает Интернет, а он в двухтысячных ещё как был. И автор якобы мучается всякими проблемами своей необразованности, слушает про ужасы семейной жизни от “пропахших огурцами” тетушек, но никогда, никогда ничего не гуглит, кто там куда вставлять, ага. Очень реалистично (нет).

Дальше, если у вас нудный характер, есть свободный вечер, и чувство, что автор привирает, тоже вызывает исследовательский зуд, то этот самый Интернет быстро приносит, что… мама героиню в детстве не бросала, и тихо-мирно жила с ней до подросткового возраста. И никакая эта мама не лесбиянка-революционерка, а школьная учительница. И Дебора вовсе не Дебора, и ещё у неё есть младшая сестра, которая в книге никак не упомянута для красоты словца, и в школу она ходила не в какую-то ужасную, а в самую либеральную в районе, и книжки ей никто не запрещал, и далее со всеми остановками.
Нарратив у автора настолько сказочный, что через параграф буквально противоречит сам себе - то она в семье такая бедолага-невидимка и никто её не слушает, то она всех построила и рассказала, что брата мужа обязательно надо женить на девушке, в которую он влюблен, и все послушались и побежали его женить. Так тебя слушают или не слушают?
До кучи, чтоб кровь стыла в жилах, автор накидывает ужасных деталей про убийства, которые якобы происходили и якобы скрывались от полиции - и вот тут становится совсем невесело, так как если ты знаешь о преступлении, ну, заяви? А, ты просто решила текст городскими легендами обмазать, выставив членов своей общины психопатами, ясно, понятно.

И мне по-человечески обидно за бабку с дедом, которые любили эту вот “Дебору”, как могли, а она написала “биографическую” книгу, в которой “вы все уроды и не лечитесь, одна я в белом пальто стою красивая” и теперь по жизни имеет за это бутерброд с маслом.
Потому что ты либо фикшен пиши, и тогда делай со своими героями, что хочешь, либо всё-таки на автобиографию претендуй, и тогда фактам хорошо бы соответствовать пусть субъективной, но реальности.
Конечно, к авторам автобиографий нередко возникают претензии - сестра Джеральда Даррелла, который описал свою семью совершенно дивно, оставив одни из самых идиллических мемуаров про взросление в мире, была недовольна, какой пустой и поверхностной он её описал. Но я могу понять, когда автор агравирует одну - две личные черты и делает героев проще для восприятия читателя. Особенно если он так делает с одним героем. Но ведь “Дебора” беспощадна вообще ко всем своим близким. Почему же этот литературный и маркетинговый талант пущен на такое скверное дело, как хуление своих родственников и вранье читателю про достоверность всего происходящего?

Пишет-то девочка хорошо, словечки на идиш тут и там вставляет, раскрутиться явно умеет. Назвала бы свою книжку “совершенно точно придуманный этнографический ужастик про жизнь в еврейской общине”, и никто бы её не купил, а тут явный талант к маркетингу даже в названии виден. Про тему вагинизма вопрос подняла и все в деталях описала - это так и вообще молодец, смелая, не каждый человек себе весь мир в трусы пустит. Вот насколько хорошо при этом пускать этот же мир в трусы мужа, который ни на что такое не соглашался - уже другой этический вопрос.
Жаль. Жаль, что не получилось поговорить по душам. Это неплохая книга.
Автор просто не очень хороший человек, либо пишет себя таким, как тут поймешь с таким ненадёжным рассказчиком, а книга - неплохая. Для фикшена.

Джордж Р. Р. Мартин, Дэниел Абрахам - Игра престолов (Комикс).
Загадочный по формату кусок графической литературы.
С одной стороны, если пытаться читать его отдельно от книжек, будет совершенно непонятно, что происходит. Если вы помните первый том, там Мартин одномоментно вываливает на читателя хтоническое количество героев, но в книжке хотя бы их всех зовут по-разному и можно понять, кто что говорит. А вот различать на комиксовой странице более девяти тысяч всех похожих друг на друга детей Эддарда Старка - задача для титанов духа и визуальной обработки.
С другой стороны, если читать его после книжек, то как в старом меме “конец немного предсказуем” и сюжет не увлекает.

В результате мне осталось непонятно, для кого вообще это издание. Но его можно полистать с целью посмотреть красивые тематические картинки - особенно белые ходоки удались и не удалась Кейтилин Старк, которая почему-то отвечает за фансервис и обнаженку.
Никто, абсолютно никто “...”
Художник “рисует три разворота голую Кейтелин, которая выглядит на немного подколотые филлерами модельные двадцать пять, а не на своих пятерых детей”.
Здравый смысл “так, пошел я нахрен, вот чего”.

Идея дать альтернативную внешность героям, отличную от сериала, хороша, но само качество рисовки на большинстве страниц не такое, чтобы этот альтернативный образ был чем-то эстетически ценен. Мне было бы интереснее полистать хороший, детализированный артбук.

[+++примеры арта+++]

Филип Дик - Исповедь недоумка.
Меня добили бутерброды. Щелчок в голове от них произошел. Чертовы бутерброды! Брат Фей неиронично утверждал, что она ужасная, эгоистичная, холодная мать-ехидна, потому что её дети едят бутерброды. С повидлом. По выходным. Сами себе делают и едят, пока она спит дополнительный час или два. Нет бы встать пораньше и у плиты как следует потрудиться, лентяйка. Худшая родительница в истории, не правда ли?

Про эту нефантастическую повесть Дика в свое время критики писали, что это “самый аккуратный портрет жизни в Калифорнии в пятидесятые”. Рассказывает она про жизнь обыкновенной семьи, состоящей из Фей, миниатюрной, миловидной и манипулятивной матери двух присутствующих для фона девчушек, её мужа, который любит бухать и распускать руки, и умственно не вполне полноценного брата Фей, давно завалившегося в тёмную и глубокую нору куда-то между высокофункциональным аутизмом, легкой степенью умственной отсталости и малопрогредиентной шизофренией, нозологического дна которой никогда не достигал ни один луч профессиональной диагностики.
Повествование ведется от первого лица и перспектива постоянно мечется между Фей, её мужем и её братом, причем брат является также альтер-эго автора. Все трое - ужасно ненадёжные рассказчики. Бытуют все эти персонажи в плохо отапливаемом особнячке в районе Поинт Рейса, и делят свою ферму с несколькими овцами, курами и даже конём. Мне доводилось бывать недалеко от этих мест, и всю книгу меня тяготило, что персонажи, погружённые в свои конфликты, так напрасно расходуют эту уникальную и величественную красоту секвойевых лесов, обрывающихся на художественно истерзанном побережье в бескомпромиссно холодный океан.
Секвойи героям до звезды. То ли дело бутерброды.

Вот бутерброды, которые делают Фей “ужасной матерью” - это с точки зрения её брата рассказ. А с точки зрения её мужа - Фей ещё и кошмарная жена, она заставляет его её бить! Всё специально, конечно, а ведь он такой хороший парень. И только с перспективы Фей мы видим её как не самого лучшего, но очень одинокого и беспомощного человека, которому ставят в вину абсолютно всё, что происходит вокруг. Причем в середине книги у Фей появляется любовник - свежий парнишка, не из здешних, и что вы думаете? Стоит ему бросить свою жену и с разбега прыгнуть в койку к Фей, как Фей тут же оказывается ещё и в его жизни за всё виновата и за всё в ответе. Она сманила, она соблазнила, она семью разрушила, всё она.
Я не знаю, что именно хотел сказать автор, но у меня книжка прочиталась как повесть о том, как толпа совершенно конченных, отбитых инфантилов перекладывает ответственность за все свои поступки на единственную женщину, до кучи смачно по ней оттаптывается, какая она, да-да, именно она - психопатка. Даже муж-абъюзер с её любовником (который без колебаний свалил налево от собственной жены за первой встреченной юбкой) - и те подружились против Фей, поплакали друг другу в жилетку, как она им жизнь испортила всю. Вот она, искренняя мужская дружба.

Фей сама не подарок, и без всякого сомнения токсичный человек, но это просто жутко, сколько ненависти ей приходится хлебнуть за обычное человеческое желание не особо упахиваясь жить в приличном доме в красивом месте со своими детьми и мужиком, который её - вот такая роскошь - не бьёт.

Повесть хорошая и очень психологически достоверная, но есть в ней какая-то притчевая назидательность, излишняя старательность, перепечённость, привкус школьной программы, классической классики про быт несчастных семей. Все ругаются, рефлексируют, устраивают мордобой, рефлексируют. Драма, надлом, исступление. Такой Достоевский-лайт и с сексом на пляже. Всё время чтения неосознанно напряжённо ждешь, что от тебя или сочинение потребуют написать, или вызовут к доске героя проанализировать. Дик, конечно, в этой ассоциативной драме никак не виноват, но отрешиться от этих переживаний невозможно.
Tags: books, comix
Subscribe

Posts from This Journal “books” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

Posts from This Journal “books” Tag