iron core compulsator (julia_denisova) wrote,
iron core compulsator
julia_denisova

Category:

Солас

Критики говорят, что роман с Соласом это, возможно, “лучший роман в истории видеоигр” и почти что настоящая шекспировская драма. Но я не уверена, во-первых, что настолько широкие обобщения вообще корректно делать - никто, абсолютно никто не играл во все на свете видеоигры. И во-вторых, что сравнение с шекспировской драмой это что-то обязательно хорошее - многие из них я читала лет в двенадцать, и так как они были написаны для народа, всё в них было мне доступно и понятно - мастерски выполненные, сложностью эти истории блещут не всегда. Но в чем я уверена - так это в том, что роман с Соласом однозначно потеснил роман с Гаррусом с моего личного игрового олимпа и был лучшим, что случилось со мной в романтическом плане в видеоиграх за всю мою жизнь.

Вообще внешность Соласа ничего такого не предвещает, как и ранние диалоги с ним. Мужик лысый, ушастый, похож на бомжа, несет какую-то чушь про то, что любит поспать и посмотреть ещё этих прекрасных снов, а больше ничего в жизни не любит, акцент жителя абстрактного депрессивного ирландского бирюлева этот его ещё, ну чего тут ловить? Чей вообще на свете типаж лысые поехавшие бомжи? Точно не мой.

Я бы, возможно, никогда не попала в этот роман, если б про него не записала 100500 слезных сторис в инстаграме моя подруга. Я в этом плане полная Трисс Меригольд и если моя подруга сильно роскошно описывает какого-то мужика, мне тоже становится его надо, плохого-то друзьям не посоветуют! Хорошо, что в видеоиграх этот подход не создает ровным счетом никаких проблем в отношениях. И так как скрытный эльф действует тайно и анонимно, я не могу написать пост про Соласа и роман с ним без больших спойлеров истинной природы Соласа и концовки Dragon Age: Inquisition, так что если спойлеры - ваш криптонит, я вас предупредила. А всех бесстрашных прошу под кат, поговорим про десятого Доктора Кто, греческие мифы и море драмы.
PS: редактор занят на конференции, так что текст без Беты и чуть более безумен, чем обычно :)



[+++ тяжело переживать +++]Я: Так, надо написать пост про роман Соласом…
Тоже я: только сначала чекнуть источники.
Снова я, через 4 часа: почему я читаю про богов-трикстеров в ингушском эпосе?
Далее я: затруднилась хорошо натянуть сову на глобус, даже прошерстив википедию не нашла ни одного похожего бога-трикстера (Хотя бог-ласочка, который прячется если что в мире мертвых, уходя в норку, теперь навсегда в моем сердце. Ласочка ^__^!). Отдохнула, выпила чаю, нарисовала в гугле ещё пару сложных поисковых рун и да, ёлочка, гори! “Weekes said that Solas was initially based on David Tennant's Doctor Who performance to capture his humanity and ancient nature”.

Конечно, котаны, Солас так всем нравится. Конечно, котаны, роман с Соласом популярен. Потому что Доктор Тен - это самый популярный Доктор за всю историю Докторов, и он так же безгранично, безмерно народно любим, они играли в русскую рулетку с нашим сердечком, и в барабане были все семь пуль. Собственно этим грустным “докторским” гуманизмом Солас и начинает постепенно цеплять, а когда тебе становится понятно, что у него этот гуманизм очень специфический и относится только к миру по ту сторону Завесы, и вообще “лучшая подружка - мёртвая старушка”, да и Солас - не совсем Солас, уже поздно, краш на древнего боженьку, по ошибке уничтожившего мир, уже необратим. Вернее, не на самого боженьку, а на того, кем он когда-то был.

Важное свойство романа - это его очевидная трагичность и обреченность, которая никак не зависит от действий игрока. Хоть весь мир там провались (ха-ха), а отношения с Соласом не затащить и не исправить. Можно очень искренне предлагать ему всю себя, весь свой мир и всю свою жизнь и даже коньки в придачу - а ему всё равно не это нужно. И никогда не будет нужно.
Совсем простыми словами - лучшая часть романа с Соласом в том, что это отличный симулятор того самого хрестоматийного битья лбом об стенку: очень жалко всех, и стенку, и лоб, и себя, но исправить ничего невозможно. Солас всё равно будет мучиться громадной и нечеловеческой виной за то, что всех подвел и из-за него умерли те, кого он хотел спасти, и даже их потомки на тысячелетия вперед впали в унизительное ничтожество, и хотеть переделать мир “правильно”. Мир, в которым мы родились и выросли и который для нас нормальный - для Фен’Харела кошмарный, извращённый, отравленный и чудовищный личный пост-апокалипсис. Мы видим живописные руины - а он видит здания, рухнувшие из-за него и судьбы, погребенные под ними, из-за него.

И ужас, ужас, в том, что “добрейший” “гуманист” “Солас”, искренне умиляющийся увиденной в Тени девочке-кунари, которая пекла хлеб не по рецепту и этим бунтовала - это прекрасная и очень искренняя маска бога, который готов стереть с лица земли сотни тысяч, может даже миллионы таких же покуда живых девочек, потому что они для него ничего не значат, их как бы можно бросить в ядерную топку желания всё сделать правильно. И он даже не осознаёт, что с человеческой точки зрения это - абсурд, нету у него человеческой точки зрения. Как горько и иронично, что Ужасный Волк так суров, что в качестве маскировки притворялся... собой, тем собой, у которого это “собой” ещё было. Солас у Волка очень классный, у него прекрасный юмор, он очень нежный, очень живой, очень противоречивый и настоящий. Только вот его нет.
“Я был Соласом. Потом пришел Фен'Харел” - это просто очень многозначительное прошедшее время. Солас - умер, мы видим его тень на стене пещеры, как тебе такое, старик Фридрих?

В мире Драгон Эйджа божественность - это про масштаб, это не какое-то врожденное свойство, там богами не рождаются, ими становятся, когда уходят с человеческого плана восприятия туда, в чистую статистику, в абстрактную математику, в которой тысячи жизней менее ценны, чем твоё “правильно” и “как лучше”.
Я понимаю людей, которые Соласа ненавидят, за то, какой он подлый и лживый. Я просто с этим не согласна, маска - не подлая и не лживая, она просто не тот, кто её надел. Разве маска виновата, что её носят? Мне бы хотелось верить в то, что это не маска, а такая человеческая сторона Соласа, к которой у нас был шанс достучаться. Но я не очень в это верю, мне кажется, один раз “уйдя в математику” назад уже не вернешься*.
(*Хотя я знаю и люблю одного героя, которому это таки удалось, я, конечно, про Фанечку из Дивинитей, Фанечка молодец, будь как Фаня!).

И Солас в этом плане похож на бога солнца, тепла, света и всего хорошего Эотаса из “Pillars of Eternity”, который тоже исключительно из любви к людям, из добра, из гуманизма развязал чудовищную войну, оставившую в руинах несколько королевств и переломавшую нашу судьбу и судьбу наших сопартийцев. Это у нас, людей, есть роскошь задаваться вопросом, “оправдывает ли цель средства”, а боги просто берут и делают, “что правильно”. В “Destiny 2” под это даже есть специальный термин, “Логика Меча”. Мара Сов вон познала Логику Меча и стала богиней, поэтому она для брата самый дорогой человек на весь мир, а он для неё - единичка вместо нуля в космическом уравнении. Ну и мы для Волка что-то вроде этого.

Спрашивали нашего главного антагониста в игре, Корифея, почему он так рвётся в боги? Он даже честно отвечает! Да потому, что и он тоже хочет делать “как правильно”, и как всем “будет лучше”. Та же Логика Меча, по которой можно свой идеальный мир строить на чужих костях. Только у Корифея, в отличие от Волка, маски гуманиста нет.
Ужасный Волк стал богом тысячелетия тому назад. А мы тут со своими маленькими маленькими чувствами, думаем, что можно что-то изменить. Не можем. Уговорить “Соласа” простить *себя* за уничтожение мира и жить дальше? Так он давно не личность, у которой есть какой-то там человеческий выбор, прости vhenan. Живого человека Соласа давным-давно забрал Злой Волк и теперь Волк - это всё, что осталось, невозможно отговорить божественную волю от самой себя.
Или кто-то серьезно думает, что можно, например, убедить Локи не устраивать Рагнарёк? %) Вот и Волка с его планами исправления конца света другим концом света не переубедить, хотя, конечно, очень хочется.

То, что с гуманизмом “Соласа” что-то серьезно не то, становится понятно после сцены, в которой он убивает трех неумех-магистров, случайно призвавших демона, что повлекло за собой смерть этого демона, с которым Солас дружил. У них не было злых намерений, они допустили ошибку, они просто трое напуганных людей и их смерть ничему не поможет. Но в Соласе ничего не дрогнуло, когда он их за эту ошибку убивал, ни до, ни после, ни потом. Да, ваш герой может ему помешать, но если не помешать - сам Солас хочет их убить. И убивает. Эй, что там было про гуманизм? Чьи это клыки показались из под маски “Соласа”?
Вообще если играть внимательно, а ещё лучше прочитать все диалоги - такие интересные детали добавляются.
Например, Солас пытается от всей души пожалеть Варрика за то, что тот потерял связь с камнем и великой гномьей культурой, а Варрик только у виска пальцем крутит, мол ты чего, лысый, я на поверхности родился и мне отлично. И Солас… его не слышит. Солас испытывает “жалость” к Сэре за то, какой она неправильный не эльфийский эльф, совершенно не приходя в контакт с реальностью, в которой девчонка всем довольна. И да, до кучи Солас очень едко и враждебно реагирует на Дориана просто так, за то, что Дориан тевинтерец, а возвышение Тевинтера - Соласа\Волка вина, и Дориан просто ходячее напоминание об ошибках, и ничего больше. “Доброта” Соласа очень, очень глухая, этой доброты не хватает на то, чтобы увидеть людей такими, какие они есть, а не измерять их по степени “правильной эльфскости” и “правильной гномскости”. Не хватает ни на уважение их выбора, ни на то, чтобы захотеть простить ошибки.
Бабушка-бабушка, а почему у тебя такие большие уши?

Интересно, что чувстовали смертные в античных мифах, когда их одаривало любовью божество? То же? Что ты хочешь кому-то осветить путь и думаешь, что ты большой и сильный костер - но в его масштабах, в масштабах его трагедии и его пути - ты просто маленький и тусклый светлячок?
Ну, у греков хотя бы некоторые истории заканчивались хорошо, как у Зевса с прекрасным смертным юношей Ганимедом, который стал любовником громовержца и даже был вознесён на Олимп и одарён бессмертием и вечной молодостью ( что только не узнаешь, делая доклад про спутники Юпитера для урока по астрономии в восьмом классе, очень всем рекомендую). Но Драгон Эйж не потешит нас таким апофеозом, и мы навсегда останемся в мире простых смертных, любить на боге маску прекрасного человека, умершего до нашего появления на свет. На довольно жутком боге мира мёртвых. Для которого они - настоящие. А ты - нет.
Бабушка-бабушка, для чего тебе такие большие зубы?

Прощаясь с нами в финальной сцене, Солас с искренней болью в голосе говорит “Я хочу, чтобы ты знала - что всё что у нас было, было реальным” (“What we had was real”). Какая прекрасная эпитафия на отношениях тебя, “не настоящей” девочки и его, человеческой маски древнего бога. Нас обоих никогда не было, но мы друг друга любили. По-настоящему. О этот человеческий мозг, который так легко забывает, что вообще-то Солас нарисованный. О этот Солас, который аж нарисованный два раза, по лору и по факту. И нет ничего, что можно было бы этой настоящей любовью исправить, и никого нет, не важно, как ты стараешься.
Я тут под обломками четвёртой стены пока немного полежу, меня придавило!


Не знаю я таких других романов, которые варили бы игрока вкрутую в безнадёге, цепляли бы за хотелку сделать как лучше, понять, принять, утешить, жить дальше и оставляли с красивым кукишем: нечего тут исправлять. Я посмотрела весь роман с ю-туба, погрузилась. Потом я прошла его в игре, стало ещё хуже. Потом провела несколько часов, роняя солёные слёзы в стакан с виски (и никто, никтошеньки из нарисованных мужчин кроме Кейда-6 и Соласа вообще не заставлял меня плакать!).

А потом ко мне пришло понимание, что все эти годы я жила с ощущением, что я должна всё мочь в отношениях с людьми. И если я не смогла, значит наверное я просто плохо старалась. Даже если думала, что стараюсь хорошо. Но на самом-то деле - плохо, надо было лучше стараться, все бы получилось. Не могло не получится!
Но бывает вот так, как с Соласом, когда стараться - бесполезно, человек вообще живет в другом мире и у тебя нет ничего, что ты можешь ему отдать, да хоть тресни ты со своей потребностью быть нужной.
Это тебе нужно быть нужной, а ему от тебя ничего не нужно.
И можно только сдаться, принять ситуацию и жить дальше, а не пытаться исправить старые ошибки новыми ошибкам, как, опять-таки, “Солас”. И так хорошо мне стало. Так меня отпустило. Хотя, возможно, это от виски.

Уверена, что можно воспринять этот роман как-то по другому, но для меня он такой, про принятие своей человеческой, не всемогущей природы. И за это я всегда буду авторам благодарна. Но по правде у меня уже месяц совершенно жуткое “похмелье” от этой истории, и я даже не понимаю, когда меня отпустит и когда я снова смогу влюбляться в нарисованных мальчиков (и девочек), и, главное, в их истории. Солас своей перенасыщенной высокооктановой драмой оставил после себя пустыню, и не ту, что с цветочками.
А ведь мне даже…
Никогда не нравился Десятый.
Tags: games
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments