iron core compulsator (julia_denisova) wrote,
iron core compulsator
julia_denisova

Category:

Психика и игры, часть 1

Когда-то давно (до ковидлы) меня звали почитать мягонькую и развлекательную лекцию (edutainment, все дела) на любую симпатичную мне тему в знакомый бар, и я решила поговорить про психику и игры. Но потом случилась ковидла и "ой, всё" закрылось. Год я грустно пырилась на написанный текст лекции - я же не очень люблю публично выступать, так что написала всё заранее. И приходится признать, что меня угнетает, что почти 5 тысяч слов, которые я писала целый месяц по вечерам, покрываются пылью. Я толерантна к тому, чтобы писать\фотографировать в стол, но не настолько же. Дофаминчик, приходи!
Крч, котаны, я переложу сюда текст (за несколько приёмов) а вы постарайтесь не очень страдать. Стиль под устное выступление, все дела.

***
Когда мне сказали - приходи почитай лекцию, передо мной встал вопрос - а для чего? Что бы мне хотелось такого рассказать про психологию и психиатрию, да еще такого, что люди сами не могут прочитать? Сейчас психология - она же из каждого утюга, вот в инстаграмм зайдешь - и каждый второй учит, как правильно жить, как быть продуктивным. А психиатрия - это, наоборот, что-то мрачное такое, монументальное, обязательно в формате лонгридов о чьем-нибудь опыте депрессии или птср. Так что я вижу для себя тут место - можно было бы и про психологию рассказать чуть-чуть потверже, и про психиатрию чуть-чуть помягче.

А ещё я видеоигры люблю, давайте, например, про них. Почему-то довольно часто, когда психологи комментируют тему видеоигр, становится понятно, что для них геймеры - это какое-то далёкое племя с далеких островов. Вот, недавно читала книгу про нехимические зависимости, там про геймерство целая глава. И в этой главе автор относит FPS - шутеры от первого лица - и пошаговые стратегии к ролевым играм… Ну спасибо хоть не “злых птичек”. Моя любимая лакмусовая бумажка - если в статье про игры есть слово “стрелялки” - ой, всё, я вам гарантирую, что автор даже не попытался вникнуть. И неведомо ему, что еще есть кромсалки, прыгалки, плавалки, бродилки, болталки и прочее. Так что мне очень даже хочется поговорить про игры изнутри нашей геймерской культуры, но через призму психологии.

У нас в лекции будут два блока - это блок “полезно-вредно” и блок про то, как психология с психиатрией в играх вообще показаны и во что бы поиграть, если вас эта тема интересует.

Тут среди вас есть люди, которые во что-то играют? Поднимите, пожалуйста, руки. А есть люди, которые слышали про то, что видеоигры это очень вредно? А про то, что это полезно?

Вот, в ученом сообществе тоже нет определённости. Недавно многих потрясла новость, что “игровое расстройство” даже включат в следующую МКБ - международную классификацию болезней. И прямо тут перед глазами такие картины, вот человека отрывают от рейда, пакуют в смирительную рубашку и кидают в сумасшедший дом. Такой отличный желтый заголовок, конечно. А что произошло на самом деле?
[+++слайд с сайта WHO+++]

Ну вот, если вкратце, то тут написано, что да, люди, которые играют в игры, иногда играют больше, чем хотели бы, и сталкиваются с негативными последствиями. И хорошо бы это всё начать изучать, начать определять критерии, когда игровое поведение становится проблемой, а когда нет.

Вообще как те или иные штуки попадают в психиатрию? Тут ведь не пройдет тот же номер, что, скажем, с травматологией. Сломана или не сломана у человека нога - это часто бывает видно и понятно, ну и ещё человек лично от этой ноги страдает. С психикой не так - она может быть сломана непонятно для самого человека, и для его близких, ну или может ему и понятно, что что-то сломано, а он не страдает.

Гипомания тут хороший пример, это когда у нас человек все время бодрый, энергичный, любвеобильный, жизнерадостный, плещет энергией, готов по пять часов спать. Успевает много ерунды, словом, но ведь такое состояние у нас сейчас культивировать принято, а не жаловаться на него, пусть даже оно и болезненное считается. Ну или нарциссизм, сломано что-то вон в том парне, а болит у нас, когда он рассказывает, что мы в жизни ничего не добились, ну или ещё что-то причиняет. Обожаю в этом плане ролик с Пиро из Team Fortress, он весь построен вокруг того, что Пиро видит свои действия как классные и замечательные и не понимает, какой треш и угар причиняет людям. Понятно, что всё здорово преувеличено, но ролик отличный.

🕮 А почитать про нарциссизм можно в книжке  “Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма”  - Сэнди Хотчкис

То есть критерий “сломано где болит” для психиатрии не очень годится. И ещё меньше годится критерий “а нам это просто не нравится”. Ну, думаю, мало кто не слышал про так называемое “диссидентское расстройство личности”, ну или как его назвали “вялотекущая шизофрения”, у которой среди симптомов было “недовольство властью”. Сейчас всем понятно, что недовольным властью может быть и совершенно здоровый человек.
И много в психиатрии таких примеров, каждый раз с новым пересмотром МКБ что-то куда-то передвигается. Так как нужно и интересы общества обеспечить, как-то разобраться, какая у нас, как у общества, норма для здоровой личности, и от прогресса не отставать.

Причем это живая всё материя очень - когда я училась, мы под диктовку писали всякое древное знание, там ещё аутизм был признаком шизофрении, а гомосексуальность - расстройством влечения.
С этим вон сколько всего за десять лет произошло - и аутизм выделился в РАС, ну и даже дальше, сейчас идет волна активизма за то, чтобы вообще все это расстройством не называть, а называть нейроотличностью, и с гомосексуальностью признали, что это врожденная штука, и подходить к ней со стороны расстройств психики как-то бессмысленно.

Ну или если вы любую классическую книжку времён психоанализа откроете, там бывает “депрессивный тип личности”, а сейчас это не тип личности - это надо терапией лечить и нормальный сразу тип получается, здоровый. Ну, или не сразу.
Сейчас ситуация с игровым расстройством как выглядит - берем какие-то, может быть, болезненные симптомы, запихиваем их в книжку, классифицируем по ней людей, смотрим, что из этого получается.
Здесь и сейчас этот пересмотр на нашу жизнь никак не повлияет, и выдавать таблетки от “Танков” в аптеках завтра не начнут. Но я вот надеюсь, какие-то критерии появятся понятные, по которым мы сможем потом оценивать, расстройство у человека или ему отлично. Но пока их нет - приходится выкручиваться подручными средствами для определения, норма тут у нас или нет.


Довольно редко психология оперирует понятием статистической нормы. Ну как вы себе это представляете - вывести среднестатистическое нормальное количество игры в жизни человека? Может, кому-то нормально иногда брать отпуск и проходить новый FarCry, а другому - в игру-ферму по двадцать раз на дню заглядывать?

Так что здесь вместо статистики придется опираться на субъективную и адаптационную норму. Первая - это человеку самому не нравится, что в его жизни из-за игры происходит. Вторая - это степень приспособленности этого человека к жизни заметно падает. Ну, допустим, вдонатил он всю зарплату на лутбоксы, теперь живет на одной гречке, или жене внимания не уделял, и она с ним развелась, или так заигрался, что сессию не пошел сдавать и вылетел из ВУЗа. Бросил спорт и в выходные сидит дома и ест пиццу перед монитором прямо. Можно же признать, что с человеком что-то не так пошло, даже если он всем этим доволен?

И тут мы переходим к этому вот вопросу - а почему игры вообще способны вызывать у человека проблемы с адаптацией, и как они это делают? Есть ли в них что-то особенно привлекательное, и как оно в игры попало? Что нам делать с самими собой и со своими близкими?

Давайте попробуем разобраться.
Так вышло, что эволюция нас, всех живых, вознаграждает за желательное для выживания поведение. Есть приятно, двигаться классно, симпатичная какая-то особь - иди сюда, будут тебя грумить и любить. Но любой хороший механизм можно использовать и плохим способом, механизм вознаграждения тут не исключение.
Вознаграждать нас радостью находки за то, что мы выкопали и сожрали какого-то дикого предка нашей морковки имело смысл. Но вот вознаграждать нас удовольствием от поедания пачки чипсов, было с твой стороны, эволюция, не особенно разумно. Любое, даже потенциально полезное и хорошее поведение может перерастать в зависимость, особенно если подключает такой фактор, как потеря контроля.

Зависимости бывают химические и нехимические, с первыми - все понятно - нюхнули вы что-то, вкололи или проглотили, почувствовали себя хорошо, изменили свой метаболизм, а потом вещество метаболизировалось - и стало плохо, верните “хорошо” обратно. С нехимическими происходит та же штука, только агентом служит не вещество, а что-то ещё. Например, один из способов думать об анорексии - это воспринимать её как нехимическую зависимость, зависимость от отсутствия еды.
Таким образом, игры вполне могут быть объектом нехимической зависимости. Ну, как ЗОЖ, как коллекционирование, как соцсети, как всё на свете.

И так же, как, скажем, за табаком стоят большие компании, которые хотят вам продать больше табака - такие же люди есть и в игровой индустрии. Хотя мою душу, конечно, грет, что это не все люди там такие, там много очень искренних художников, которые хотят нести нам с вами какое-то искусство. Но да, есть и люди, которые хотят просто нести себе деньги, и эти люди - они очень хорошо осознают, как у человека работают механизмы зависимости и как их эксплуатировать.

Почему-то это пока мало обсуждается. Сами подумайте, казино, например, много где вне закона, и засунуты в какую-то отдельную Неваду с доступом только для взрослых, чтобы не соблазнять честных людей.


На сигаретах пишут, что курение вызывает рак. Про алкоголь вообще все совершенно точно знают, что не надо его маленьким детям, например, давать. Но кто из вас видел хоть раз предупреждение на пачке с игрой, что она может вызывать зависимость?

А в соц-сетях вы видели предупреждения про Dark Patterns, механизмах, использованных разработчиками, чтобы привлекать и удерживать ваше внимание даже против вашей воли? Наверняка нет. А ведь механизмы, которые используют казино, чтобы люди больше играли, и механизмы, которые используют игры, чтобы люди больше играли, они же похожи.

Мне кажется, очень важно понимать, какие механизмы в играх “злые” и просто воткнуты в игры, чтобы манипулировать игроками. Чтобы вызывать потерю контроля над временем игры. Тогда можно будет осознанно избегать такие игры.

Это как раз то место, в котором я потом расскажу про лут-боксы и ящик Скиннера (если кто-то про него ещё не слышал, в чем я лично сомневаюсь) :)
Tags: games, piece of work, verbal proof
Subscribe

  • Kuroshitsuji Movie: Book of the Atlantic

    Зомби-апокалипсис на "Титанике". У нашего с вами нежно любимого дьявольского дворецкого сложная судьба. Сначала вышел первый сезон и он, в…

  • Mobile Suit Gundam: The Origin

    Ох, я в сложных чувствах - только что досмотрела Ориджин, который начала ещё в 15 году, соблазнившись тем, что создатели обещали рассказать историю…

  • Ninja Batman

    Что получится, если мы возьмем в качестве сценариста Накашиму Казуки, создателя аж самого Гуррен Лагана, и потом попросим его написать нам сценарий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Kuroshitsuji Movie: Book of the Atlantic

    Зомби-апокалипсис на "Титанике". У нашего с вами нежно любимого дьявольского дворецкого сложная судьба. Сначала вышел первый сезон и он, в…

  • Mobile Suit Gundam: The Origin

    Ох, я в сложных чувствах - только что досмотрела Ориджин, который начала ещё в 15 году, соблазнившись тем, что создатели обещали рассказать историю…

  • Ninja Batman

    Что получится, если мы возьмем в качестве сценариста Накашиму Казуки, создателя аж самого Гуррен Лагана, и потом попросим его написать нам сценарий…