iron core compulsator (julia_denisova) wrote,
iron core compulsator
julia_denisova

Category:

Психика и игры, часть 3: вкусненькое

А теперь давайте перейдём на светлую сторону и наконец-то поговорим про, что игры нам психологически могут потенциально не только навредить, но и помочь.
За что мы любим игры? В них бывает отличный сюжет, отличные истории, отличные герои. Игры снимают стресс, поддерживают и вдохновляют. Игры очень некисло образовывают, это я вам говорю как человек, который до EVE мало себе представлял, что значит “триангулировать к плоскости эклиптики”, а до Assassins Creed - кто и кого победил в Пелопонесской войне.
Игры могут нам помочь прокачать в себе эмпатию точно так же, как это делают книги - рассказывая вовлекающие в себя человеческие истории. И, наконец, игры могут нам что-то рассказать про психологию и психиатрию, про нас самих и про тех, кто рядом. И об этом я хочу тоже сегодня говорить и приводить в пример игры, где это сделано круто.
Это не все существующие игры. Есть игры, которые я очень люблю, но к теме психиатрии они слабо относятся.


Если я какую-то игру, где психиатрия круто показана вдруг не освещу, расскажите мне про неё! Я, конечно, не во все игры играла. Игры, в которые я играла, если уж они затрагивали тему каких-то душевных болезней или патологических состояний, делали это в среднем хорошо. Есть пара исключений, вроде милой, но нереалистичной "Saya no Uta", популярной "To The Moon", где всё очень плохо сразу с аутизмом и амнезией, или во всём остальном просто прекрасной "Prey", где можно налить себе новых навыков в жидких нейронах прямо в глаз - но сегодня не о них.

С кино в этом плане всё гораздо хуже - сплошь и рядом "безумие" изображено совершенно нереалистично, например, делает персонажа как бы крутым. Ужасно не люблю сцену из Отряда Самоубийц, где Джокер "лечит" Харли электрошоком и она от этого "сходит с ума", да еще и улучшается. А к настоящему механизму действия электросудорожной терапии это вообще никакого отношения не имеет. Да и вообще, не надо подавать людям идею, что воздействие электротока на организм несёт пользу для здоровья. А то ведь они потом дома обязательно попробуют! Чтобы вы понимали масштаб трагедии - в "Запрещённом приёме" у Снайдера всё ещё очень и очень неплохо в плане реализма показано…
В принципе, если бы люди всё всегда воспринимали критично и проверяли потом дома по энциклопедии, то было бы неважно, реалистично показано чье-то психическое здоровье или нет. Но такого обычно не происходит.

Так что адекватная презентация важна.

  • для самопонимания

  • для уменьшения социальной стигмы

  • для того, чтобы был дополнительный шанс понять, что именно с близким человеком не так, что, например, друг ведет себя как баклан не злонамеренно, а из-за болезни.

Так что те разработчики игр, которые делают правильно устроенных персонажей - молодцы, это помогает как минимум познакомить больше людей с удивительным миром психиатрии и вовлечь их в дискуссии. Теперь мы с вами добрались, наконец, до десерта - и до обсуждения любимых игр и персонажей. Ура.

Самым большим сюрпризом для меня стала серия Borderlands - ну казалось бы, шутер от первого лица. Да еще шутер-лутер, ага, то есть игра, чей основной смысл стрелять в штуки много-много раз подряд. А создатели взяли и добавили целый букет интересных героев.
И начну я, конечно, с Красавчика Джека, главного антагониста второй части игры, который представляет собой просто прекрасный, выпуклый и замечательный пример человека с Пограничным Расстройством Личности.
[+++тыц+++]

Что характерно для этого расстройства?

  • Склонность действовать без учета последствий

  • Неуверенность в себе, своих намерениях, предпочтениях и целях

  • Тенденция включаться в очень ненадёжные отношения, постоянные эмоциональные кризисы, перепады настроения, вспышки агрессии

  • Избегание отвержения любой ценой, вообще острая реакция на отвержение

  • Повторяющиеся эпизоды нанесения себе вреда

  • Хроническое чувство пустоты и скуки

  • Импульсивное поведение, переедание, дезорганизованная сексуальная жизнь


И всё это, кроме нанесения вреда, у Джека есть, это даже больше, чем достаточно для диагноза. Особенно мне понравилось про хроническую скуку - только с её учетом можно понять, как кто-то захотел купить пони-единорога из алмазов, и назвать его Жопожеребец.
Джек еще и антагонист отличный, его в игре очень много, он сопровождает игрока от начала игры и до конца, и несколько побочных миссий глубже раскрывают его историю. Например, можно навестить домик его бабули и узнать про семейное насилие, через которое прошел герой. Не все люди с ПРЛ будут вести себя как Джек, понятное дело, но в качестве примера - он очень наглядный и проработанный. ПЛР встречается часто - это примерно 1-1.5 процента от популяции, а говорят о нём редко.

Но тема Borderlands на этом не кончается - там еще есть Патриция Таннис, харизматичная, любимая комьюнити и достаточно неадекватная женщина-археолог и также отличный пример персонажа с Аутизмом.
У неё узкие, специальные интересы, на которых она полностью сфокусирована, и большие проблемы с пониманием социальных норм и протоколов.
И в игре прямым текстом говорится, что у Патриции - синдром Аспергера.
Что приятно, как личность она не только им описывается, это во-первых, и, во-вторых, она ещё и женщина с этим синдромом. Это много значит, он много лет считался исключительно мужским расстройством, и до сих пор девочек диагностируют намного реже.
[+++тыц+++]


🕮 Почитать про синдром Аспергера можно:
Темпл Грандин “Отворяя двери надежды
Ирис Юханссон “Особое Детство
… 🎞 Или посмотреть сериал “Хороший Доктор”


И, наконец, у нас есть Мордекай, играбельный персонаж из первой части и NPC во второй, который умудряется сначала заболеть алкоголизмом, а потом добиться ремиссии. Я бы, конечно, радовалась, если бы эту тему поглубже раскрыли, но чем богаты. В тему алкоголизма я уходить особенно не буду, а то нам никакой лекции не хватит, да и место всё-таки для обсуждения этого вопроса у нас тут странноватое.
А еще там есть Ганзеркер (от слов gun и берсеркер) Сальвадор, который впадает в боевое безумие и начинает стрелять с двух рук из любого оружия. Вот это - не очень реалистичное изображение состояние берсерка, которое, тем не менее, в жизни всё-таки бывает.


Так что двигаемся дальше и заодно достаем из запасов берсерков получше - у меня для вас их двое. Наш старый добрый друг Минск и Алиса МакГи.
Да, такое состояние, когда человек себя не помнит, рубит друзей, союзников и врагов с увеличенной силой, и потом чувствует себя плохо и истощенно, в жизни бывает и даже именно в таком виде. Что интересно, на мой взгляд, тут можно двояко на состояние берсерков смотреть. С одной стороны - как на вызванный стрессом аффект. Это то самое состояние аффекта, которое считается смягчающим фактором в суде. Им вообще больше психология экстремальных ситуаций занимается.

Вторая версия куда более прикольная, как на мой взгляд, и я удивлена, как мало про неё в интернете написано. Вторая версия того, почему берсерки берсерки - это истерический припадок. Ребята, которые назвали способность Алисы впадать в боевое безумие “Истерией”, точно знали, что делали.Сейчас диагноз истерия считается устаревшим. И вместо него в МКБ много весёлого, например, “одержимость“ (F 44.3).
А у истерии в стародавнем клиническом смысле много особенностей и проявлений, но нам сейчас интересно как раз то, что обычно ею болеющие - впечатлительные, очень внушаемые люди. Мой преподаватель по гипнозу говорил, что если сильно постараться, то истерику можно внушить способность летать и он полетит. “Истерический” (а по современному - диссоциативный) припадок может быть какой угодно. Например, может быть похож на эпилептический, только вот у человека нет никакой эпилепсии. А может включать и выпадение памяти, изменение болевой чувствительности, неадекватный, выше нормальных возможностей человека прилив сил.
[+++тыц+++]

Но я тут даже не претендую на объективность, мне просто нравится идея о берсерках, которые профессиональные истерики и ловко себе внушают, что одержимы духом животного или предка и через это не чувствуют боли. Вообще удивительно, что все эти состояния так мало исследуют! А ещё меня как-то огорчило, что для игры с “Madness” в названии Алиса так мало вообще исследует эту тему.

И раз уж мы затронули мою любимую скандинавскую тему - то давайте и к гвоздю программы перейдём. Итак, единственная игра в жанре реалистического нордического симулятора шизофрении - Hellblade.
По механике это слешер, т.е. надо рубить врагов мечом, но любим мы её не за это - авторы реально заморочились с тем, чтобы передать ощущения главной героини, пиктской девушки Сеннуа, игроку. Игра достаточно мрачная - Сеннуа отправляться в Хэль, это такой нордический ад, за душой своего возлюбленного. В процессе её путешествия мы узнаем историю жизни Сеннуа и про её болезнь. Начинаем вместе с ней слышать шепотки, голоса, видеть странные скрытые смыслы где ни попадя. Для создания игры разработчики в качестве консультантов привлекали людей, реально болеющих шизофренией, так что можно сказать, что всё, что игра может сказать на эту тему, она говорит.
Если вдруг рубить мечом - это совсем не ваше, очень советую найти хорошее прохождение на ю-тубе, там всего пять часов, можно как фильм смотреть. Игра - просто бриллиант в жанре симуляторов ментальных расстройств, никто другой так близко не подошел к тому, чтобы дать игроку все почувствовать на себе. Ну и за использование автономной сенсорной меридиональной реакции (ASMR) - отдельное моё уважение. Мне никогда прежде не приходилось развивать свою сенсорную чувствительно упражнениями, чтобы просто поиграть в игру и почувствовать то "щекотание подкорки", которое туда вложили авторы.
[+++тыц+++]

И что ещё отдельно круто, ребята смогли выдержать очень реалистичный подход - шизофрения не придает Сенуа никаких сверхсил, но и не является источником происходящих с героиней бед.
Ужасно люблю эту игру, по-моему - это настоящее искусство, которое вот искренне старается перекинуть какой-то мост понимания между нашей обыденной реальностью и людьми с ментальными проблемами. Если вы вообще из всего моего списка только в одну игру готовы поиграть, то пусть это будет Хэллблейд.

🎞 Мне настолько всё понравилось, что даже было интересно посмотреть все ролики от разработчиков с процессом производства игры.

А дальше я расскажу про игру, в которую, я надеюсь, вы уже играли. Иначе мне придется спойлерить. Во всех предыдущих примерах ментальное состояние спойлером не было, но тут, увы, не так, так что если вы всё-таки не играли в Bloodlines, сорянский сорян, но очень нужно поговорить про диссоциативное р-во идентичности у Терезы\Жаннет. Что это вообще такое, может вы о таком и не слышали? Раньше его назвали MPD, которое множественная личность, ага, в быту обычно говорят “Раздвоение личности” и вспоминают Билли Миллигана.
Но мы сейчас про Жаннетт - она вампирша из клана Малкавиан, и в сеттинге этой игры вообще все малкавианы каким-то образом сумасшедшие. В процессе игры можно узнать, почему у Терезы\Жаннетт вообще случилась эта вот беда с расколом личности, там довольно реалистичная история с семейным насилием, и игроку даже дают выбрать, кого он считает “настоящей” личностью.
И да, девушки друг о друге не знают. И в жизни так тоже бывает, хотя мне кажется, что ни одно другое расстройство личности в плане исследования так не затруднено симулянтами, которые хотят избежать судебной ответственности, например. Так что психиатры до сих пор спорят о статусе этого расстройства и на самом деле оно есть или люди просто умеют очень круто притворятся.
[+++тыц+++]

Что я хочу сказать, Troika Games - молодцы, роскошного персонажа сделали. И да, вампиризма в жизни не бывает, хотя есть болезни с похожими симптомами.

🕮 “Никто нигде” - очень странная книга, у героини которой диссоциативное расстройство и у одной из личностей - аутизм.


Вы держитесь, ещё немного, и наступит время для тортика. Ах да, конечно, тортик - ложь! Так что во имя науки давайте вспомним про пассивно-агрессивное расстройство личности, которое практически сверх-замечательно представлено в Portal и Portal 2. Вообще расстройством личности оно сейчас уже не считается, обычно просто говорят о пассивно-агрессивном характере. Ну а раньше было расстройство, да.
Она у нас просто королевишна скрытой агрессии, наша ГлэдОс. Никогда не упускает возможности рассказать про своё раздражение или недовольство игроку.
Обычно пассивными агрессорами становятся люди, которые как-то выше того, чтобы стучать собеседника сразу кулаком в голову, но недостаточно хорошо справляются с агрессией, чтобы совсем её не выражать. “Назло маме отморожу уши” - это тоже они.
[+++тыц+++]


🕮 Про них тоже есть книжка, но только для девочек. Вецлер Скотт - “Как жить с этим невыносимым мужчиной”. Там автор очень хорошо про этот характер пишет, хотя напрасно утверждает, что это мужской тип характера. Вон, ГлэдОс не мужик же, и отлично справляется.

С тортиком разобрались, теперь желательно и дальше не голодать. Don't Starve - шуточная игрушка-выживалка, где игрок путешествует по нарисованному миру, пытаясь оставаться сытым и вменяемым. Несмотря на весь юмор, имеет очень реалистичную модель наступления безумия - чем больше герой бродит один в темноте, мерзнет, голодает, ест странные грибы - тем хуже ему делается с рассудком. Он начинает слышать странные голоса, видеть галлюцинации и, когда очки рассудка совсем падают, может подраться со своими глюками насмерть. Очень нехитрыми художественными средствами игра транслирует нам важность регулярного сна, нормального питания и непоедания странных грибов. Конечно, играя в неё, ничего про психопатологию специфического не узнаешь - но опыт всё равно интересный. В жизни это тоже так работает - если у человека есть, скажем, генетическая предрасположенность к ментальному заболеванию, и мы такого человека долго и целенаправленного стрессуем, то он почти наверняка испортится. А если не стрессуем, то может всё и нормально будет.
Так что берегите себя. И спасибо за внимание.
Tags: games, piece of work, verbal proof
Subscribe

Posts from This Journal “piece of work” Tag

  • Психика и игры, часть 2: злые механики

    ... Это как раз то место, в котором я говорю про лут-боксы. И так уж вышло, все мы, зверюшки с более-менее сложной нервной системой, используем её…

  • Психика и игры, часть 1

    Когда-то давно (до ковидлы) меня звали почитать мягонькую и развлекательную лекцию (edutainment, все дела) на любую симпатичную мне тему в знакомый…

  • Top 100 MOOCs of All Time

    О, вот какой отличный список лучших он-лайн курсов на 2019-й. Мне посчастливилось пройти из них: Programming for Everybody - очень полезный курс…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

Posts from This Journal “piece of work” Tag

  • Психика и игры, часть 2: злые механики

    ... Это как раз то место, в котором я говорю про лут-боксы. И так уж вышло, все мы, зверюшки с более-менее сложной нервной системой, используем её…

  • Психика и игры, часть 1

    Когда-то давно (до ковидлы) меня звали почитать мягонькую и развлекательную лекцию (edutainment, все дела) на любую симпатичную мне тему в знакомый…

  • Top 100 MOOCs of All Time

    О, вот какой отличный список лучших он-лайн курсов на 2019-й. Мне посчастливилось пройти из них: Programming for Everybody - очень полезный курс…