iron core compulsator (julia_denisova) wrote,
iron core compulsator
julia_denisova

Category:

Книги апреля: куда делась музыка, лесби-эльфы и целая другая книга про полиаморию

Роберт Сапольски - Кто мы такие? Гены, наше тело, общество.
Почему та необычная девушка, то одаривающая вас знаками внимания, то пропадающая со всех радаров, всё не идёт у вас из головы не первый год?
Почему, вопреки стереотипам о любви девушек к опасным плохишам, хитрые самки подзуживают двух доминантных самцов подраться, чтобы под шумок в кустах спариться с самым добродушным и заботливым парнем в стае?
Зачем павлину такой хвост, и почему ваша подруга продолжает обиженно бухтеть, даже после того, как вы уже полностью исчерпали конфликт и стоило бы двинуться дальше?
Почему бедные курят и злоупотребляют алкоголем чаще, чем богатые?
Можно ли вырасти спокойным у тревожных родителей?
Почему у людей отцовские гены стараются сделать ребёнка покрупнее, даже при том, что это увеличивает риск смерти матери от осложнений беременности родов и при чем тут полигамия?
Может ли отсутствие доступа к чизбургеру быть основной для линии защиты обвиняемого в убийстве?
Как так получилось, что в народах, вышедших из пустыни, ненавидят женщин?
И, наконец, почему всю стоящую музыку, как по мне, просто перестали делать после двухтысячного года, черт возьми?

Вот об этих и других вопросах научно-популярная книжка Сапольски, которая гораздо больше популярная, чем научная, зато пойдёт скрасить пару вечеров за изучением основ эволюционной биологии самому широкому кругу читателей. По уровню она примерно как “Всё как у зверей” на ю-тубе, только книжка, чистый edutainment - увлекательное образовательное баловство с шутками-прибаутками.

Меж тем, было бы здорово, если бы люди понимали биологию хотя бы на уровне такого баловства, может и поубавилось бы желающих рассказывать про то, что там полагается “альфа-самцу” по факту того, что он альфа-самец (на самом деле не то, что они думают, а уметь проблемы хорошо решать и иметь высокую эмпатию, но это я уже отвлекаюсь). Можно сказать, что в книге несколько непоследовательно изложен самый минимум понимания генетики и эволюционной биологии для образованного человека, и при отсутствии хотя бы такой базы обсуждать с ним что-либо про психологию, антропологию и поведение неинтересно, да и просто незачем.

Юмор у Сапольски местами колючий, особенно досталось, уж конечно, вечно пьяным и помятым славянам, женщинам и молодежи, так что остаётся только расслабиться и принимать его как такого экстравагантного убелённого сединами сенсея, который отвешивает - хорошо хоть вербальный - тумак-другой нерадивым ученикам. Надеюсь, вас такая язвительность не расстраивает, так как в остальном книжка-то хорошая.

Патрик Уикс - Dragon Age. Империя масок.
Арка в Орлее - моя самая нелюбимая часть “Dragon Age: Inquisition”. Под секундомер нужно собирать по кустам спрятанные фигурки коз, и бесконечно бегать по этажам, ради призрачного шанса помирить императрицу Селину - которую мы буквально пять минут назад первый раз в жизни увидели - с её любовницей Бриалой. П, полегче - с любовницей?! Любовницу мы конечно увидели первый раз в жизни три минуты назад и совершенно непонятно, почему нам должно быть какое-то дело до их отношений. У меня за три прохождения так и не получилось нормально этот квест закрыть, я очень плохо коз в кустах ищу и люто не люблю секундомеры.
Но причем же здесь книга, спросите вы меня?

Если вам смутно казалось, что арка в Орлее может вам дать нечто большее, чем поиск коз (ух, та, что на балке, попила моей крови!), если вашу душу терзали смутные сомнения, что за Селиной и Бриалой есть какие-то горы лора, а герцог Гаспар должен бы быть проработан лучше, чем та утлая непись с двумя диалогами - вам не казалось. У всей арки есть огромная предыстория, про то, кто на ком стоял, что там у Селины с её любовницей, из-за чего она разругалась со своим защитником Мишелем, что это за демон Имшель такой и откуда он взялся, и, наконец, кто же во всей этой заварушке был агентом Фен’Харела, если не Бриала. Должен же кто-то им быть, ведь у Фен’Харела везде агенты. Кроме агентов у серого волчка ещё камео, в самом-самом конце книги, в котором он появляется, чтобы безжалостно и подло сделать читателю очень больно - меньшего от него и не ждёшь, правда ведь?

Книга будет понятна только игравшим, и для таковых, в общем-то, неплохой выбор остросюжетного фэнтези-романа. Особенно если игра пройдена вдоль и поперёк, а контента хочется ещё. Тут тебе и интриги, и сложные взаимоотношения сельских эльфов с городскими, и нежная девичья дружба (хоть и с рейтингом на 6+, ну да что поделать, чай не Ричард, понимаете ли, Морган, чтобы NC-стольконеживут писать).
Угнетение эльфов, впрочем, тема не новая - и у Сапковского тех, кто не хочет “сосуществолять”, вытесняют добрым словом и погромами, и в Скайриме норды плохо обращаются с “серыми эльфами” данмерами, так что в плане погромов в эльфинажах книжке удивить читателя нечем, даже дежавю возникает.

Минусы: много, много сцен, в которых одуревшие от скуки дворяне меряются длиной титула, а обе главные героини какие-то несимпатичные.
Селина, которая вроде хочет, как лучше, но делает, “что пришлось”, а “проходится” ей делать геноцид, конечно, и ещё пытается давить всем на жалость, отличная пара для Бриалы, которая хорошая абсолютно во всём, особенно когда этого требует сюжет, но начисто лишена каких-то понятных человеческих слабостей или сомнений.
В результате к концу книги невольно задумываешься - а может ну их обеих, вместе с их слезами, кинжалами, мелодрамой и сложными интригами, в деревню к тётке, в глушь, в Саратов? Может, Гаспара надо было на трон сажать? А, хотя Гаспар носитель идеологии пользы “маленькой победоносной войны” для родины. Так, господа, новая задача для ставки Инквизиции! Можно сделать Орлей республикой?

Jessica Fern - Polysecure: Attachment, Trauma and Consensual Nonmonogamy.
Книжек про семейную жизнь, которые опираются на теорию привязанности, много. Но с ними две проблемы:
1. Книги эти, как правило, написаны с гетеро- и мононормативной перспективы: одна прекрасная принцесса, один храбрый принц, одна та самая "настоящая" любовь до гроба, одно житьё долго и счастливо. Полиаморная публика не только оказывается чужой на этом празднике жизни, но зачастую ещё и заканчивает чтение в более угнетенном состоянии духа, так как вместо полезных стратегий или релевантного опыта она только что прочитала, как автор тебя за твои же деньги в твоё свободное время патологизирует и в хвост, и в гриву.
2. Теорию привязанности в литературе часто освещают так, что лично я прихожу в состояние "гроб, гроб, кладбище" - мол, если не было у тебя безопасной привязанности, ой, всё, непривязанного могила исправит, живи теперь со своей травмой отверженности, не обляпайся, ничего тебе в жизни хорошего не светит. Хотелось бы от чтения литературы по психологической помощи или самопомощи получать всё же что-то иное, нежели ощущение беспросветной безнадёги своего положения.

А вот в книжке Джессики Ферн сразу этих двух недостатков и нет. Во-первых, автор сама умеет, знает, практикует идею, что отношения могут быть самыми разными, и включающими в себя совершенно разное количество людей любых гендеров, главное, честными и доверительными, а во-вторых, текст книги пронизан осторожным оптимизмом на тему того, что какая бы у вас ни была в детстве дезорганизованная привязанность, сейчас-то вы уже взрослый и можете устраивать свою жизнь как хотите, а не только сидеть в углу и плакать, пока кто-то не придёт и не возьмёт вас на ручки.

Процесс формирования привязанности автор тоже понимает широко и как-то свежо и призывает обязательно учитывать контекст - в каком человек рос доме, в каком районе, в какой стране и в каком, в конце-концов, историческом периоде и политическом климате. А то может у кого-то были самые адекватные и заботливые родители, и в такой семье мог образоваться только самый безопасный тип привязанности - но вот жила эта семья в бараке с крысами на отшибе спального района и на рубеже смены исторических эпох. Как-то мне не доводилось раньше задумываться, повлиял ли на мой стиль привязанности любящий спьяну обниматься сосед-алкоголик по коммуналке, но, видимо, да. Это я к тому, что приятно, когда представленные автором идеи и инструменты всё-таки есть, куда к себе приложить (да и другим показать).

Ну и как человек, измученный двумя дипломами, не могу рефлекторно не перейти к актуальности проблемы - да кто их видел, скажете вы, полиаморов этих? А это, внезапно, не так уж и мало людей - по статистике, приводимой автором, в Америке примерно пятая часть опрошенных людей состояла хотя бы в какой-то момент своей жизни в добровольных немоногамных отношениях.

К недостаткам книги я могу отнести, что, во-первых, она на английском, и переведут у нас ее наверняка лет через двадцать, если повезёт, и, во-вторых, она такая серединка на половинку, не совсем понятно, кому всё-таки адресована - людям вообще или психологам.

Для психологов многовато теоретических тонкостей про стили привязанности - про них даже в моём в остальном достаточно затрапезном универе было в программе, а для “вообще людей” такую морально сложную тему, как немоногамия, надо подавать в каких-то изначально простых образах - что нет, полиаморы не пришли разрушить ваши семьи и выпить вашу кровь, развратить ваших детей и устроить аквадискотеку. Несколько лет назад, за рецензию на "Этику бл**ства" - программную книгу по теме полиамории, мне прилетело несколько сотен комментариев в блог, и у половины комментаторов была паническая атака, у второй половины - моральная паника, а у третьей половины и то, и другое одновременно. И это у меня ещё тут публика, видавшая виды ^^

Не найдут отзыва в отечественном сердечке, как мне кажется, воззрения автора насчет угнетения полиаморов. Особенно мне понравилось, мол, как они бедолаги угнетены, ведь всё жильё строят под стандартные нуклеарные семьи и не учитывают интересны поли-семей. Это какие такие интересы, а? Я, конечно, понимаю, что угнетаться чем попало - это модно, стильно и молодежно, но чтоб людей собственное отдельное жилье угнетало… А, да, это во мне травма привязанности, полученная путем коммуналки, ёрничает, это не я, это она.
Другие примеры угнетения, например, что это же так тяжело, что на корпоратив можно взять своего “+1”, но нельзя взять всех своих “+100500”, тоже вызывал у меня ощущение проблем первого мира, жители которого далеки от народа.
Ну и яишенка на торте - выход из моногамии автор предлагает рассматривать как “потерю моногамных привилегий”, что довольно-таки причудливый взгляд на мир, так как в поли-отношениях у тебя больше партнёров и больше возможностей, это каким местом потеря? Тогда уже и научиться водить и начать пользоваться личным авто - потеря пешеходных привилегий… Ну да ладно, в общем часть про угнетение очень спорная, но больше странная.

Итого: хорошо, что эта книга вообще есть, в любом случае. Теперь у нас есть аж две книги про полиаморию, “Этика” и вот эта - вторая. Славно, когда есть выбор, какую почитать!
Tags: books, games, music
Subscribe

Posts from This Journal “books” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments

Posts from This Journal “books” Tag