iron core compulsator (julia_denisova) wrote,
iron core compulsator
julia_denisova

Category:

Книги июля: твёрдая фантастика и мягкая альтернативная история

Грег Иган - Город перестановок.
Скажите, ну вы же в курсе про “теорию симулированной реальности”? Наверняка да, эта тема была горяча в научных кругах лет десять-пятнадцать назад, потом ушла в поп-культуру, народ сериальчиков наснимал, Muse даже альбом одноимённый записали, куда уж популярнее? Но если вдруг нет, идея такова - возможно, реальность, в которой мы живем, просто симуляция. Нас запустили на суперкомпьютере далекие потомки. И всё вокруг не более “реально”, чем сон Будды, которому сниться бабочка, или сон бабочки, которой сниться Будда, я не очень разбираюсь, но кажется люди что-то про симуляцию реальности подозревали уже не первое тысячелетие. В Википедии, конечно, есть статья про сабж.
Серьёзно к этой гипотезе сейчас никто не относится, но фантасты с чувством упоения пишут на эту тему книги - и правильно делают, я считаю. Идея-то, как минимум, красивая.
У Грега Игана на эту же тему есть “Diaspora” - но там события происходят в настолько отдалённом будущем, что успешно оцифрована и загружена в симуляцию примерно треть изначального населения планеты.

А вот в “Городе перестановок” переселение в виртуальность для людей пока в новинку. Ещё каких-то десять лет назад себе это могли позволить только телезвёзды и эксцентричные миллионеры, сейчас процедура стала более распространена, но всё равно, конечно, возникают проблемы.
Где мы возьмем столько вычислительных мощностей, чтобы всех этих господ быстро считать?
Если мы одну мысль отсимулируем на одном сервере, а другую на другом - что там и как у человека будет с самосогласованностью?
Если какая-то организация выкупит компьютерное время под свои нужды, то цифровых людей в этот момент вообще никто считать не будет, какое же это тогда цифровое бессмертие?
А гражданские права оцифрованных людей? Это же поле для юридических битв целым армиям крючкотворов на столетия вперёд!
И, наконец, сама реализация цифрового бессмертия тоже ставит ряд вопросов. Нужна ли цифровым людям физиология? Должна ли у них течь кровь? Если да, как она будет сворачиваться, это же нужна отдельная модель для каждого участвующего в процессе белка? Или мы всё-таки можем сбросить детализацию? Что будет чувствовать человек, “очнувшись” в теле с такой странной физиологией?

Часть этих проблем готов решить Дэрем, гений, мечтатель, авантюрист и, по-видимому, шизофреник, нанимающий программистку Марию для того, чтобы та стала богом - создала “зародыш мира”, с помощью которого Дэрем хочет убедить людей, что полноценно симулированная и самостоятельно эволюционирующая жизнь в виртуальных средах возможна. Или, по крайней мере, именно такую цель он озвучивает Марии… Конечно, на самом деле всё намного сложнее.

Иган. Иган никогда не подводит. Думаешь, в этот раз обойдётся и можно будет просто взять и прочитать книгу? И вот ты уже, пройдя отрицание, гнев, торги и депрессию в попытке разобраться, о чем говорят герои, в пять утра лезешь в “Википедию” обновлять свои знания, чтобы с грустью обнаружить,что обновлять там нечего - тех разделов математики, на которые он ссылается, тебе просто не читали. Какие клеточные автоматы Фон Неймана, за что? В этом плане "Город Перестановок" со своей дискреткой был ко мне куда безжалостней "Диаспоры", которая всего-то и хотела, что знания основ структурной топологии. Когда мне говорят, что “читать его невозможно, твоего Игана, он нудный и перегруженный, и вообще пора бы ему определиться, художественный он текст пишет или всё-таки учебник”, я только грустно соглашаюсь. Но продолжаю читать, мне нравятся его медитативные книжки-загадки, книжки-размышления, и то, что в своем творчестве он ориентируется на максимально дальний фронтир для человечества, и мало кто вообще пишет фантастику настолько далекого после-после-после завтра человечества.

Игану, как правило, удаются довольно живые и сложные герои. Правда, в “Городе перестановок” оба героя, конечно, тоже живые и сложные, но достаточно неприятные. Дэрем не то, чтобы какой-то специально гадкий, он просто одержимый своей идеей, узконаправленный луч, для него не существует ничего, кроме его теории. А технические озарения у него перемежаются с приступами бреда, спутанности, и рыданий на полу, и всё это очень реалистично, конечно, для ментально нездорового человека, но показано с таким болезненным реализмом, что даже смотреть неловко.

А вот Мария… Мария - это атас. Может и ничего как программистка, но как человек просто на диво токсичная.
Её бойфренд: предлагает отказаться от предложенной ему в другом городе хорошей и долгожданной работы, чтобы остаться с Марией, у которой внезапно тяжело заболела мать.
Мария: - Ты это делаешь, чтобы не бросать меня и не чувствовать себя плохо! Почему всё должно быть про тебя!
Её бойфренд: офигевает по мужиковски.

Дэрем то бредит, то рыдает, Мария токсичит, и динамика их отношений здорово напоминает езду на велосипеде по шпалам. Я думаю, что настолько трудные для читателя герои это не баг, это фича, часть авторской мысли о том, что Творец нового мира - не обязательно хороший или сколько-то симпатичный нам человек. Таких мыслей в романе много, и меня больше всего задела одна из побочных сюжетных линий, сконцентрировавшаяся на исследовании чувства вины и на том, что цифровое бессмертие - возможно, самое близкое воплощение идеи Ада, который человек вообще способен для себя создать. Прекрасное далёко может и не будет к тебе жестоко, но вот ты сам - будешь.

Из моего отзыва может показаться, что в романе много религиозных аллюзий - это совсем не так, по-настоящему религиозная тема там одна - идея Творца, и то, нужен ли он, этот творец. И если нужен, то зачем и какой. Идея филигранными стежками прошивает весь роман, рифмуя разговоры Марии с её увлекшейся новой религией “Господа Безразличного” матерью с по-Игановски катастрофической развязкой.

Итого: у Игана вообще нет книг, которые бы мне не понравились, для любого любителя твердой фантастики он настоящая утеха и отрада, зорюшка трансгуманизма и автор этих “скучных учебников матана, которые не похожи на художественный текст”. “Город Перестановок”, предсказуемо, рулит.


Филип Дик - Человек в высоком замке.
Филип К. Дик придумал завораживающий и удручающий своей концепцией мир - мир, в котором во Второй Мировой Америка, не справившаяся с Великой Депрессией, проиграла и в результате нацисты победили и достигли мирового господства. Зоны влияния щедро и по-братски разделили между собой Германия, впитавшая в себя почти всю Европу и даже восточное побережье США, и Япония, отхватившая кусок западного побережья. Русские, чья роль в войне вообще не стоит, видимо, по мнению Дика, никакого упоминания, оказались отброшены “на их прародину Азию ездить на яках и охотиться с луком”.
И на этом моменте мне страшно захотелось поговорить с Флипом К. про то, как он так причудливо расставляет исторические акценты. Ну ладно, яков и луки скрепя сердце стерпеть можно, но какими силами, каким флотом Германия через всю Атлантику высадила бы войска на восточное побережье, и как бы эти войска успешно захватили огромную территорию, на которой жили достаточно решительные и крайне не кисло вооруженные на душу населения люди?

Ну ладно, не любит Дик Россию, имеет право, но то, как легко он отбросил проработку альтернативного военного театра для своего мира, меня насторожило. И не зря - после прочтения у меня осталось впечатление, что мир-то Дик придумал, а дальше заскучал.
Вырвал из истории Америки сложные, скандальные и безумно интересные страницы про интернирование японцев - у вас ведь тоже “Америка” приходит в голову совсем не с ассоциативным рядом, в котором быстро всплывают “концентрационные лагеря”? - и не заменил их ничем.
У книги есть экранизация - и вот она постаралась с проработкой мира и с тем, чтобы поймать душный ужас, который возникает, когда хорошие и честные счастливые американские мальчики вместо того, чтобы собирать значки в бойскаутах, маршируют в Гитлерюгенде. Но книга оставляет почти всё окружение за скобками, концентрируясь на сбивчивых внутренних монологах главных героев.

И герои эти - не особенно симпатичные люди. Пытаешься найти в них какую-то черточку, за которую можно зацепиться эмпатией, пролетая на огромной скорости мимо стеклянного фасада неадеквата, и не выходит ничего.
Фрэнк Фринк - король кринжа, перемежающий совершенно ненужные мне подробности токарного дела воспоминаниями о бывшей жене, которой надо бы “мужика настоящего показать” и которая от “ненастоящести” Фрэнка как мужика, мол, несчастна как баба, ведь все же бабы несчастны без настоящего мужика, и её этим вернуть. В сериале такой интеллигентный мальчик его играет, акценты сместили на то, что Фрэнк на самом деле умница и художник, но в книжке это какой-то забулдыга сальный токарь депрессивного соцреализма.
Жена его бывшая - а в сериале и вовсе не жена - тоже хороша. Человек, которому жизненные указания даёт исключительно воля случая и зуд в левой пятке, и хотя Дик пытается показать её мысли или поступки, выглядит так, как будто персонаж просто тебя погребает под лавиной спонтанной истерики. То она плачет, то смеётся, то отправляется в постель с опасно выглядящим парнем, которого встретила две минуты назад, то идёт в душ в одежде, то едет не пойми куда, то решается на серьезное преступление… никак его не обдумав, не рефлексируя моральную сторону, не терзаясь выбором. И даже если вы напрягаете все волевые мускулы в попытке увидеть в этой героине душевный излом и женщину трагической судьбы, ничего не выходит, на глухо неадекватного человека Джулиана Фринк похожа гораздо больше.

Мир толком не описан, а проводить время в голове главных героев было неприятно, и, к сожалению, мне так и осталось непонятным - зачем всё это.
Сказать, что если б нацисты победили, был бы неплохой в общем-то мир, просто без славян, африканцев и прочих богом забытых малых народов, но это ничего, зато на Венеру нацистские шаттлы бы летали? А то вот победили нацистов, остались без космической экспансии? Ну зря ты так, Филип К!
Провести героев по какому-то пути? Но в персонаже вроде Джулианы не найти никакой внутренней логической эволюции, только будущий океан случайных величин.
Показать японцев неадекватами, так увлёкшимися великой американской культурой, что они готовы отваливать баснословные суммы за аутентичные пластиковые часы с Микки-Маусом? Я не знаю.

А сериал славный. Не великий, просто хороший современный сериал, который делает чуть больше работы над штрихами к миру - от пенсионеров, читающих мангу в Тихоокеанских Штатах, до хороших американских домохозяек, пытающихся втиснуть себя в формат “киндер, кюхе, кирхе” в реалиях нового Рейха. И люди в нём выглядят более человечными, и мир страшный и жестокий, а не просто есть, как в книге.

И да, я из тех занудных людей, которые всегда говорят “а вот книга лучше!”. Этим человеком быть очень легко, вот возьмём, к примеру, экранизации Стивена Кинга. Да хоть бы “Противостояние” недавнее, экранизация которого апокалиптическая катастрофа сама по себе… ладно, молчу, не отвлекаюсь. Ну что ж, и на старуху бывает проруха, а в сложной судьбе убеждённого любителя первоисточников - “Человек в высоком замке”.

Филип Дик - Автофабрика.
Постапокалипсис. Немногие выжившие люди пытаются, уж как это водится, заново отстроить цивилизацию, но им мешает то, что они оказались в очень странной ловушке: все их базовые потребности покрывает автофабрика. Гигантский и полностью автономный фабричный комплекс день и ночь производит товары, отказаться от которых невозможно, и деться, в общем-то, от них некуда.
Запасы полезных ископаемых подходят к концу, а у людей нет возможности отучиться от технологической соски-пустышки и вырасти...

Небольшой рассказ Дика, очень олдскульный, никаких тебе нейросетей, никаких Зловещих Долин, только лампочки, перфокарты, механика и хардкор.
Интересен как сам по себе, так и своим осовремененным переосмыслением в сериале “Philip K. Dick's Electric Dreams”, в котором добавили женских персонажей, романтику, подтянули уровень технологий до современных представлений и немного сместили акценты с диковской неизбежной галактической обречённости на робкую надежду для трансгуманистов.
Tags: books
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments